Блог Александра Башкирова

ИТ и бизнес, компьютеры и ПО, фото, программирование и просто мысли…
Этот сайт в основном посвящен тому, что мне интересно вне работы. Ведется в порядке хобби.
Все изложенное на сайте - мое частное оценочное мнение и не может быть истолковано иначе.
Со всеми вытекающими из этого последствиями.

Mandriva 2007. Linux vs Windows :)

Просмотров: 1800Комментарии: 0
Linux

Хорошей традицией нового года считается войти в него (новый год то есть) с чем-то новеньким. Вот и я решил поэксперементировать: войти в новый год с новым дистрибутивом linux.

Самый первый этап - выбор "того самого" дистрибутива. Для этого я сформулировал следующие требования:

  1. Локализация "из коробки"
  2. rpm-based (у меня много ПО в rpm формате, и заниматься конвертацией rpm - deb/source и т.д. просто лень)
  3. Некоммерческий (бывают и коммерческие версии linux - посмотрите хотя бы на linux xp)
  4. user-frenly (в конце концов, у меня рабочая машина а не сервер)
  5. Хороший набор мультемедийных программ (в конце концов, просмотр фильмов и прослшивание музыки на компьютере никто не отменял)
  6. apache/mysql/php должны присутствовать "из коробки"
  7. Минимальные усилия по конфигурированию:)

Не буду утомлять описанием "состязанием дистрибутивов" (на разных тематических форумах, посвященных linux, по этому поводу идут целые баталии), скажу лишь, что победителем стал дистрибутив Mandriva Linux 2007 (download version).

Дистрибутив хорош тем, что позволяет как новичку, так и опытному пользователю "просто и изящно", а главное - быстро развернуть полноценное рабочее место под управлением linux. Инсталлятор сделан весьма добротно, есть возможность выбора и сохранения выбора (!!!) списка пакетов. Из коробки идет KDE и Gmone + еще несколько рабочих столов. Я де-факто использую Gnome, но KDE ставлю "за библиотеки", то есть, для того, чтобы иметь возможность из-под Gnome запускать приложения, изначально разработанные под KDE. А еще того, чтобы "иметь резерв" - в случае, если "перемудрю" с настройкой Gnome из-под KDE в режиме редактирования конфигурационных файлов всегда можно решить возникшую проблему (так, кстати, и получилось, когда в графическом конфигураторе предложил гному использовать kde-шный набор иконок, Gmone просто завис).

В дистрибутив входит достаточно большой набор пакетов. Доставлять пришлось самую малость - двухпанельный графический файловый менеджер (я использую krusader) и переставил OpenOffice. Дело в том, что по умолчанию в дистрибутиве присутствует OpenOffice 2.0 EN. Мне, разумеется, хочется, чтобы все было по-русски, даже не в смысле инфтерфейса, а в смысле работы с языком - корректной проверки орфографии и т.д. Поэтому вместо идущего в комплекте OpenOffice 2.0 EN я поставил самую свежую (на момент установки) версию OpenOffice 2.1 RU (сборки от ИнфраРесурс). Как и следовало ожидать, интеграция с gnome не прошла (известный баг для mandriva). Впрочем, никто сильно не расстроился - все настроилось вручную. Установка пакетов office тоже проходила не так гладко, как хотелось бы: каждый пакет считал своим долгом сообщить о неудовлетворенных зависимостях, причем зависимости имели циклический характер. Решилась все просто: принудительная установка пакетов в режиме игнорирования анализа зависимостей.

Некоторое время ушло на конфигурирование gnome. Вернее. у меня уже была конфигурация, которую всего-навсего надо было аккуратно перенести на новое место, убедившись, что все работает именно так, как того хочу я, а не разработчики дистрибутива;)

Итог: за несколько дней (и ночей) я получил полноценное (и лицензионно чистое) рабочее место, способное с ходу удовлетворить процентов 70 пользователей по своим возможностям, с неплохим набором софта и фантастической управляемостью системы. Такой, которая пользователю Windows и не снилась. Обратная сторона медали - большая сложность системы, с моей точки зрения, с лихвой окупается той самой управляемостью. Впрочем, не хотелось бы быть агитатором - Windows не менее хорошая система. просто, поработав в linux (и особенно понастраивав его), кажется что Windows в качестве desktop системы - это так... для ленивых:)

Нужен ли Service Desk?

Просмотров: 2208Комментарии: 0
Alib.spb.ru

Часто можно услышать: Service Desk (служба поддержки пользователей, если по-русски) - это миф. Эту функцию прекрасно может выполнять весь ИТ отдел, и не надо тут лишних затрат;) В лучшем случае - предлагается вместо SD использовать некое средство автоматизации (ПО), при помощи которого пользователь может завести свою заявку и отследить ее дальнейшую судьбу. Ниже приведу свое мнение, в котором, кроме всего прочего, есть и про судьбу, и про самые затраты:)

Сразу же скажу, что с моей точки зрения она (служба) однозначно необходима по следующим причинам:

  1. Пользователь порой не в состоянии квалифицированно определить суть инцидента. Например, инцидент с описанием «не работает компьютер», отнесенный пользователем к категории «Сетевые проблемы» может быть просто потерян на той стадии, когда пользователю будет необходима помощь и поддержка за счет того, что проблема не в сети, а в чем-то другом.
  2. Автоматизированный ввод инцидентов самим пользователем не отменяет механизма ввода и диспетчеризации инцидентов оператором ServiceDesk, поскольку в ряде случаев пользователь просто не имеет возможности завести заявку (инцидент) для автоматической обработки; (например, компьютер сломан и не включается - как заводить инцидент?)
  3. В случае наличия Service Desk пользователь получает единую точку контакта. Это очень важно, поскольку отпадает необходимость запоминать, какой ИТ специалист за что отвечает;
  4. В случае отсутствия SD у пользователя может возникнуть «синдром любимого ИТшника», который заключается в том, что свои инциденты он направляет только ему (или, что еще хуже – на его группу, с последующей просьбой взять их в работу именно конкретного сотрудника);
  5. При отказе от SD возможна организация «очередей» заявок у высококвалифицированных ИТ специалистов;
  6. Через некоторое время после запуска SD при правильной организации работ на первой линии (то есть службой SD) разрешается до 70% (в среднем) заявок (за счет накопления базы знаний). Это экономит время высокооплачиваемых специалистов, освобождая их для других (более важных) задач.
  7. Оставшиеся 30% заявок маршрутизируются таким образом, что гарантируется их скорейшее решение. Это происходит из-за того, что первичную классификацию заявок проводит не пользователь, а оператор SD
  8. Консультационная помощь пользователям (как правило) может оказываться специалистами SD.
  9. В случае отсутствия SD ее роль играет весь отдел ИТ
  10. Психологический момент: пользователь всегда знает, куда обратиться с проблемами.

А саму экономическую целесообразность службы SD на этапе промышленной эксплуатации несложно: достаточно правильно соотнести стоимость времени специалиста первой и второй линии с количеством заявок, то есть вычислить среднюю стоимость обработки заявки в случае с действующим SD и без него (при этом количество специалистов на второй линии разное - так как в первом случае "их и не надо много": частично работу по решению инцидентов выполняет перавя линия.).

ITSM и ITIL

Просмотров: 2312Комментарии: 0
Alib.spb.ru

Недавно в википедии (ru.wikipedia.org) нашел статью, посвященную ITIL. В ней утверждалось, что ITSM является подмножеством ITIL. Наверное, вопрос из разряда "курица или яйцо", но...

С моей точки зрения, ITSM (Information Technology Service Management) - это концепция. Которая говорит о применимости сервисного подхода в организации управлении ИТ (ИТ менеджменте). Или о том, как управлять ИТ как бизнесом (на тех же принципах, что и бизнесом), используя сервисный подход. Основные постулаты ITSM:

  • ИТ предоставляет бизнесу сервиы (услуги);
  • Качество поставляемых сервисов является измеримой величиной;
  • Отношения между бизнесом и ИТ строятся на принципах, описанных в соглашении об уровне сервиса;

Будучи концепцией, ITSM не описывает, как надо строить деятельность ИТ. Но не отвечает на вопрос - что надо делать для того, чтобы реализовать этот подход на практике.

Кстати, ITSM является частью более общей концепции - BSM (Buisness Service Management), то есть концепции сервисного управления бизнесом.

ITIL (Information Technology Infrastructure library) - это библиотека передового опыта в области организации деятельности ИТ служб. В ней описано - что надо делать. Справедливости ради следует отметить, что и в ней маловато конкретики, но есть рекомендации: как надо организовать деятельность ИТ, чтобы получить некоторые выгоды в виде улучшения ИТ сервисов (сокращение времени обслуживания, повышение отказоустойчивости и т.д.), сокращения расходов (что происходит далеко не всегда). Таким образом, прослеживается совершенно четкая зависимость: BSM - ITSM - ITIL (от теории к практике).

Из всего сказанного выше напрашивается однозначный вывод: ITIL не включает в себя ITSM, он являтся его частью, поскольку приводит рекомендации того, что нужно сделать для того, чтобы реализовать принципы сервисного управления.

Ссылки по теме:

  1. Обсуждение статьи ITIL в Wikipedia
  2. Статья ITIL в Wikipedia
  3. Ветка "Что такое ITSM " на форуме ITSMF

PS. В обсуждении статьи ITIL в Wikipedia скопировал эту заметку. Лучше аргументацию построить все равно вряд ли получится.

Евангилие от Иуды

Просмотров: 1160Комментарии: 0
Книги

Сегодня ко мне попала прелюбопытная книжица - "Евангелие от Иуды".

Скажу сразу - большего околорелигиозного бреда мне давно не приходилось читать. Это "произведение" по количеству содержащейся в нем ереси (во всех смыслах) достойно занять почетное место в театре абсурда.

Впрочем, не все так однозначно. Помните, у Маяковского: если звезды зажигают, значит - это кому-то нужно? Так и здесь. Никто не станет писать (и издавать) заведомо бредовое и провальное произведение. (Хотя некоторые "беселлеры" последнего времени типа "Кода да Винчи" упорно пытаются доказать обратное). Раз оно написано, значит оно кому-то нужно. Кому? Да тем, кто пытается выставить Иуду не предателем, а любимым учеником Христа. Еретикам, что кстати, подтверждается историей создания документа - по одной из версий, документ был создан с целью распространения ереси гностиков, которые, судя по всему, примерно в 1 в н.э. и создали сей "манускрипт".

Читать книгу не рекомендую никому, особенно христианам.

"Никому" - потому что бред;)

Христианам - потому что в книге просматривается откровенная хула на Бога.

PS.

1. Самое верное суждение, которое я прочитал о сем "трактате" - насельника Сретенского монастыря иеромонаха Иова (Гумерова) (находится здесь )

2. Подтверждением того, что указанное произведение написано кем угодно, но не Иудой предателем, служит факт, описанный у Евангелистов: Иуда удавился после совершения предательства.

ICQ, QIP и JIMM

Просмотров: 1763Комментарии: 0
Alib.spb.ru

Внимание! Данная статья скорее всего устарела и описываемое ниже имеет больше академичсекий интерес.

Недавно друзья дали ссылочку на заменитель стандартного icq клиента - QIP. Отличается эта штука от стандартного клиента во-первых тем, что она полностью бесплатная ("свободное программное обеспечение с закрытым исходным кодом"); во-вторых (по моим ощущениям) - приятнее и функциональное стандартного клиента (например, диалоговые окна открываются во вкладках; когда разговариваешь с несколькими собеседниками - очень удобно); в-третьих, QIP относится к разряду "приложений без установки". То есть, не требует инсталляции, не пишет ничего важного в реестр, а всю информацию держит в конфигурационных файлах. Что автоматически означает возможность использовать QIP как переносное приложение (portable application), или, проще говоря, запускать его в флешки. На разных компьютерах. Это о плюсах. Теперь "минусы". Самый ощутимый - отсутствие профилей подключения. То есть, настроив QIP на подключение через proxy на работе, дома использовать его было несколько проблематично (решение проблемы - виртуальный proxy:)) Второй "минус" - в ряде случаев из трея может "потеряться" иконка QIP. (Пока не выяснил, при каких обстоятельствах). В остальном же - весьма достойная программа. (Будем надеяться, что в следующих релизах эти проблемы будут решены).

Второй герой сегодняшней заметки - JIMM. Это написанный на языке JAVA клиент ICQ для мобильных телефонов. При этом для работы JIMM надо, чтобы аппарат а. поддерживала JAVA б.поддерживал передачу данных GPRS. Все. Основные функции ICQ - в вашем телефоне. JIMM - бесплатное свободно распространяемое программное обеспечение. На вопрос - а зачем все это надо? (ася в мобильном - круто, стильно и неудобно) отвечу так: в случае, когда надо обсудить что-либо, а позвонить не представляется возможным, это - лучшее решение, т.к. такого количества текста через sms послать будет стоить гораздо больше, чем послать тот же текст через icq. Актуально также при частых командировках - стоимость роумингового килобайта в пересчете на символы гораздо ниже, чем стоимость стандартных sms. Серьезных нареканий JIMM не вызвал - стабильно работающее приложение, с стандартным "телефонным" интерфейсом:)

Ссылки по теме:

Г.Фрумкер. Про Федота Стрельца

Просмотров: 1518Комментарии: 0
Книги

Разыскивая оригинальную текстовую версию ("Про Федота-Стрельца" Л.Филатова) натолкнулся на "произведение" Георгия Фрумкера "Про Федота-стрельца, наглеца и подлеца". Написанное в "филатовском" стиле это "произведение" представляет собой яркий пример так называемой "эстетики безобразного".

Безрадостная картина: посол, царь, Федот - все озабоченные пьяницы, жена Федота Марфа - не жена, а так... куртизанка, Баба Яга - озабоченная старушка. Царевна - такая же.

По прочтении стало грустно. Грустно за хорошее произведение, вывернутое наизнанку (это на совести "аффтора" - Фрумкера); грустно за то, что Фрумкер полагает свое творение "смешным" и "ироничным". Грустно за то, что это мнение разделяют. Вернее, за то, что разделляют именно это мнение.

Так что рекомендации однозначны: не читать, если хотите сохранить хорошее настроение.