Блог Александра Башкирова

ИТ и бизнес, компьютеры и ПО, фото, программирование и просто мысли…
Этот сайт в основном посвящен тому, что мне интересно вне работы. Ведется в порядке хобби.
Все изложенное на сайте - мое частное оценочное мнение и не может быть истолковано иначе.
Со всеми вытекающими из этого последствиями.

Принятие решений при выборе ПО.

В тему недавним рассуждениям коллег (Тенцера и Марианны).

Вопрос: как принимаются решения при выборе ПО (имеется в виду в первую очередь "тяжелые" бизнес-приложения)? С одной стороны, ответ однозначен: решения должны приниматься на основании взвешенного анализа заранее сформированных критериев. С другой - покажите мне место, где они так принимаются.

На самом деле, решения могут быть приняты двумя путями:

  • самостоятельно
  • при помощи внешних консультантов

Второй пункт должен эксплуатироваться весьма осторожно, так как консультанты почти всегда "под подозрением", и не без оснований, к сожалению (об этом было сказано довольно много). Тем более, что решение все равно всегда - за представителями компании. То есть за первым пунктом.

Попытаемся рассмотреть его более пристально. На решение о выборе того или иного ПО могут повлиять причины следующего характера:

  • объективная оценка (относительно объективная, на основании взвешенного анализа... - см.выше)
  • политические причины (могут быть самые разные. Основная - "стоит у дружественной/братской компании, стоит в холдинге". Как вариант - "акционеры/директора/управляющие разработчиков связаны с нашими акционерами/директорами/управляющими".)
  • личностная (субъективная) оценка. (оценивает тот или иной менеджер с тем или иным уровнем профессионализма, соответственно, решения варьируются от "мне нравиццо, надо брать" до "стоит брать, потому что архитектура (обоснование) и функциональность (обоснование) нас вполне устраивают")

Вопрос - учитываются ли рекомендации рядовых специалистов при выборе того или иного ПО? Варианты ответа:

  • иногда да (действительно, иногда прислушиваются к специалистам. Весь вопрос в том, что они должны быть действительно СПЕЦИАЛИСТАМИ, а не подмастерьями)
  • а оно надо? (как вариант. Часто жизнь складывается так, что мнения рядовых специалистов топов не интересует - сказано поставить и внедрить, извольте исполнять!)
  • специалисты должны дать базис для принятия решения (это лично мне ближе; так как учитывается и опыт "снизу", и требования "сверху")

Что еще? Если делать по-умному, то перед тем как выбирать, надо попробовать. В идеале - сделать тестовый запуск на ограниченном числе автоматизируемых процессов (один-два). И поковырять систему недельку-другую. Хорошо? - Да. Но накладно, и требует установки системы, не говоря уже о том, что банально нужны договоренности с разработчиками/поставщиками ПО и люди - тестеры. Тем не менее - весьма любимый мной вариант. Вероятность "обжечься" резко падает по сравнению с "котом в мешке".

Еще один интересный момент. Предположим, есть 10 (а лучше, как в анекдоте - 20) систем, автоматизирующих область Х. Нужно выбрать одну. Что делаем? Классика жанра состоит в том, что строим классическое (простите за тавтологию) сито:

  1. Формируем требования (а куда же без них, в конце концов надо представлять, что хочет бизнес-заказчик)
  2. Формируем критерии отбора
  3. Отбираем пару-тройку лидеров (самый интересный момент, о нем как раз я подробно написал выше)
  4. Разворачиваем их
  5. Тестируем (имитируем работу пользователей, возможно - с некоторыми допущениями)
  6. Делаем орг.выводы
  7. Принимаем решение (тоже см.выше).
  8. Подписываем договор, и на внедрение (совсем отдельная песня).

Как оно бывает на самом деле - не мне вам рассказывать:) Вопрос - часто ли срабатывает подобная классика? К сожалению, практически никогда. Почему? Да потому, что:

  • цели внедрения запросто могут быть не определены;
  • требования к продукту существуют в 3..4 головах, причем - разные;
  • критерии отбора сформировать невозможно, т.к. непонятно, что выбираем;
  • понимания, какие системы можно рекомендовать - нет, так как все равно выберут за нас;

Тогда последний вопрос: как жить дальше? Да так: исправлять ситуацию, где возможно, где можно - помогать выбору, где нельзя - подстраиваться и выжимать максимум бизнес-перспектив из поставляемого ПО. В общем, жить полной жизнью и не скучать:)

Кросспост из моего ИТшного блога на ITBlogs.ru